www.amerikautos.ru

Dodge Dart — модель легкового автомобиля, производившегося в США подразделением Dodge корпорации Chrysler c 1960 по 1976 год, в Южной Америке — до 1983 года.
В 1962 году корпорация Dodge представила новое поколение модели Dart. Машина имела неординарный дизайн, во многом — благодаря «заимствованым» у одноплатформенников Plymouth Valiant и Dodge Lancer элементам кузовного «железа». Однако, несмотря на эти заимствования, автомобиль отличался неповторимым стилем, который вызвал неоднозначную реакцию у автомобильного сообщества.
Политика модельного ряда, использованная компанией Dodge для данной машины, предусматривала множество вариантов комплектации.
Самой слабой комплектацией, которая шла на экспорт в Канаду был Dodge Dart Phoenix, комплектовавшийся рядным 6-цилиндровым двигателем, рабочий объём которого был равен 3.7 л.
Далее шли базовые для США Dart 330 и Dart 440 с двигателями Ramcharger V8 объёмом 5,2 и 5,9 л. соответственно.
Самой мощной комплектацией, предусматривающей некоторое облегчение кузова, являлся Dart Max Wedge 413 с двигателем Max Wedge 413 объёмом 6,8 л. Благодаря использованию унифицированной платформы, предусматривающей лёгкий кузов и мощный двигатель автомобиль пользовался большой популярностью у дрэг-рейсеров. Автомобили, принимавшие участие в гонках серии NASCAR, имели сильно модифицированные двигатели Max Wedge 413.

Dodge Dart моделей 1963-76 годов относился к классу больших компактов — «senior compacts». Машина относилась к так называемой A-Platform, разделяя её с более мелким Plymouth Valiant, Plymouth Barracuda сегмента pony-car и другими компактами Chrysler Corporation. Существовало два поколения на единой платформе.

С 1963 по 1966 годы включительно машина выпускалась в целом без всяких изменений за исключением смены внешнего обвеса (trim). Появлялись в качестве опций новые, более мощные двигатели — 180-сильный 4,3-литровый V8 в середине 1964 года, 235-сильный форсированный V8 в 1965, в том же 1965 году впервые появились дисковые тормоза спереди (тоже как опция). При этом, базовым двигателем оставалась скромная рядная «шестёрка» Slant Six (c цилиндрами, наклоненными вправо по ходу машины на 30 градусов) объёмом в 170 кубич. дюймов (2,8 л) и мощностью в 100..115 л.с. (в зависимости от года выпуска; реальных лошадинных сил было ещё меньше, так как до 1972 года в США указывали максимальную мощность двигателя без навесного оборудования и трансмиссии, а в остальных странах, в том числе СССР — с ними). В 1964 году впервые появилась 4-х скоростная МКПП (как опция).

Появившееся в 1967 году второе поколение получило новый, более современный кузов (дизайнер — Элвуд Энджел, Elwood Engle), улучшенное рулевое управление и переработанный моторный отсек, приспособленный для установки более крупных двигателей. Чем вскоре и воспользовался производитель. Универсал был упразднен, теперь автомобиль был доступен только как дву- или четырёхдверный седан, двудверный хардтоп или конвертибл (кабриолет), комплектация «170» теперь стала называться просто Dart, комплектации «270» и «GT» остались. В таком виде автомобиль будет выпускаться до самого конца производства (в США/Канаде/Мексике — до 1976 года, в Южной Америке — до 1983), с незначительными фейслифтингами, заключающимися в некоторой переработке передка и кормы и изменениях в интерьере. Боковые стекла — впервые для компактного «Крайслера» — стали гнутыми. Машина имела заднее стекло уникальной формы — вогнутое, но это решение себя не оправдало — в углублении накапливался снег, стекло бликовало, толстые задние стойки крыши мешали обзору.

С 1968 года стала доступна модификация GTS 340 с большим 5,6-литровым (340 куб. дюймов) двигателем в 275 л.с. или, как опция, уже вполне серьёзным 6,5-литровым V8 (383 куб. дюймов), а в 1969 (и только в 1969) году — даже 440-кубовым (7,2 литра) мощностью за 400 л.с., но эти модификации оказались сложны в управлении — огромный двигатель не оставлял места для вакуумного усилителя тормозов и ГУР’а, а без них ездить на машине было крайне тяжело, поэтому версии с большими двигателями (big-blocks) были популярны в основном у дрэг-рэйсеров. В конце 1968 года был прекращён выпуск двухдверного седана, который в следующем году был заменён хардтопом, теперь называемым Dart Swinger. В том же 1968 было выпущено очень незначительное количество Hurst Hemi Dart с двигателем 426 HEMI от Dodge Charger, они были предназначены исключительно для дрэг-рэйсинга, отличались неудовлетворительной управляемостью, и езда по обычным дорогах на них была запрещена.

В 1970 году базовый 170-кубовый двигатель был заменён более дешёвым 198-кубовым (3,2 л), так же Slant Six.

В 1973 году, чтобы соответствовать новому федеральному законодательству, автомобиль получил новые бампера повышенной энергоёмкости с массивными резиновыми накладками-клыками (т. н. bumperettes) в виде опции, более крупные задние фонари и инерционные ремни безопасности. В следующем году появилась люксовая версия SE, имевшая автоматическую КПП TorqueFlite в стандарте, велюровый салон, отделку панели приборов под дерево.

В 1975 году были добавлены каталитические нейтрализаторы выхлопа, с ними использовался только неэтилированый бензин. В последнем, 1976 году, дисковые тормоза стали стандартным оборудованием, а рычаг ручного тормоза, располагавшийся до этого под панелью приборов, как на «Волге», перекочевал на его обычное место — между передними сидениями. С конца весны 1976 года Dart был заменён новой моделью — Dodge Aspen/Plymouth Volare, которая показала себя плохо, и вскоре (в 1980 году) уступила место другим, европеизированным «новым компактам».

В то время, как полноразмерные и среднеразмерные поколения ничем особо не выделялись на общем фоне продукции «Крайслера» тех лет, компактный Dodge Dart оказался исключительно удачной машиной, просуществовавшей на конвейере рекордное для США 1960-х — 70-х годов время и вместе с Plymouth Valiant обеспечившей Chrysler Corporation доминирование на американском рынке компактных автомобилей (до 40 % продаж). Главным секретом его успеха стало разнообразие модельного ряда — от дешёвых, «народных» седанов с экономичными двигателями I6 до спортивных автомобилей с кузовом фастбэк-купе и большими V8, что привлекло к автомобилю очень широкие круги покупателей. Кроме того, второе поколение компактного Dart отличалось сдержанно-классическим дизайном без «опасных» с коммерческой точки зрения элементов, благодаря чему автомобиль смотрелся одинакого уместно и в середине 1960-х, и 10 лет спустя.