Ford Anglia — микролитражный легковой автомобиль британского филиала фирмы «Ford», выпускавшийся в виде нескольких поколений с 1939 по 1967 год.
Это была бюджетная семейная модель компании «Форд» на европейском рынке, с преимущественно примитивной конструкцией, скромной динамикой и простой отделкой.
Все «Англии» имели две боковые двери. Четырёхдверная версия этого автомобиля с улучшенной отделкой, выпускавшаяся до 1961 года, обозначалась как отдельная модель — Ford Prefect.
Также, с ним связана модель Ford Popular, выпускавшаяся с 1953 по 1962 год, которая представляла собой ещё более дешёвый и упрощённый вариант «Англии».
В общей сложности было выпущено 1,594,486 автомобилей этой модели. Машина экспортировалась во многие страны, в том числе — в Северную Америку.
Место «Англии» в модельном ряду британского «Форда» унаследовал Ford Escort. В наши дни Ford Anglia, в особенности — «Англия» последнего поколения (1959—1967), — культовый автомобиль в Великобритании.
Anglia E04A (1939—1948). Первая «Англия», нёсшая заводское обозначение E04A, была фактически рестайлингом модели Ford 7Y. Автомобиль был простым по конструкции и дешёвым в производстве, с зависимыми подвесками на поперечных рессорах и механическим приводом тормозов. Предлагалось две комплектации — Standard и Deluxe, последняя отличалась улучшенной отделкой салона, дополнительными приборами и, на довоенном выпуске, подножками.
Часть из машин, предназначенных для экспортирования — преимущественно те, что поставлялись в Северную Америку, где они продавались с 1948 модельного года — снабжалась 1172-кубовым двигателем, внешне они отличались более обтекаемой решёткой радиатора, неразборными фарами, габаритными огнями и двухламповыми задними фонарями, которые допускали возможность установки мигающих поворотников (редкость в те годы). Всего было выпущено 55,807 автомобилей этой модели, учитывая перерыв в годы Второй мировой войны.
Anglia E494A (1949—1953).Модель 1949 года (модельный год начинался осенью предыдущего календарного, то есть, первые автомобили были выпущены уже в 1948) — E494A — представляла собой рестайлинг предыдущего поколения с изменённым оформление передка — которое, тем не менее, оставалось крайне архаичным даже для 1948 года.Конструкция не претерпела изменений и по прежнему отличалась спартанской простотой. На 1948 год Ford Anglia был самой дешёвой четырёхколёсной машиной из продаваемых в Великобритании.
По результатам тест-драйва журнала The Motor «Англия» выпуска 1948 года разгонялась до 92 км/ч и достигала 80 км/ч за 38,3 секунды.
В качестве лёгкого коммерческого автомобиля были очень популярны развозные фургоны («delivery van») на базе Anglia, которые сторонние производители переделывали из седанов.
В общей сложности было выпущено 108,878 автомобилей этого поколения. После его снятия с производства на его основе выпускалась ещё более упрощённая модель Ford Popular — до 1959 года.
Anglia 100E (1953—1959). В 1953 году в серию пошёл Ford Anglia 100E, разработанный инжиниринговой фирмой Lacuesta Automotive. Это была полностью новая машина, не имевшая технической преемственности с предыдущим поколением. Четырёхдверная модель, как и ранее, обозначалась как Prefect. Выпуск предыдущего поколения в упрощённой комплектации был продолжен под обозначением Ford Popular (103E), который по тем временам был одним из самых дешёвых автомобилей в мире. Автомобиль имел современный внешниё дизайн и простую отделку интерьера — раздельные передние сидения, обтянутые кожезаменителем, немногочисленные приборы, объединённые в окружающий рулевую колонку щиток, расположенный на полу рычаг переключения передач (в те годы — атрибут дешёвых машин). Отопитель салона и радиоприёмник предлагались как опции за дополнительные деньги. Стеклоочиститель предлагался в стандартной комплектации, но имел вакуумный привод от разрежения во впускном коллекторе, и скорость его работы зависела от оборотов двигателя.
Двигатель рабочим объёмом 1172 см2 был нижнеклапанным и развивал 36 л.с. В отличие от примитивного двигателя предыдущего поколения, он уже имел систему охлаждения с насосом вместо антикварной термосифонной (работающей за счёт разницы температур). Коробка передач осталась трёхступенчатой.
С другой стороны, в конструкции автомобиля были и прогрессивные элементы — напирмер, он имел несущий кузов вместо рамного шасси предыдущей модели, переднюю подвеску типа «макферсон» со стабилизатором (задняя оставалась зависимой рессорной). Как опция в 1957 и 1958 модельных годах предлагалась система Newtondrive, позволявшая переключать передачи без выжима педали сцепления. Электрика была редкой в те годы на английских машинах 12-вольтовой.
С коммерческой точки зрения Anglia 100E была успешным автомобилем: к концу производства в 1959 году было выпущено 345,841 экземпляров. Кроме того, с 1955 года предлагалось две версии универсала: Escort на базе Anglia и Squire на базе Ford Prefect. Первое назвние впоследствии перешло к очень популярному Ford Escort шестидесятых — восьмидесятых годов. Кроме того, под названием Ford Thames выпускались развозные фургончики.
По результатам тестов, проведённых журналом The Motor в 1954 году, Anglia 100E разгонялась до 113 км/ч, на разгон до «сотни» (точнее — 60 миль в час, то есть, 97 км/ч) требовалось 29,4 с. Расход топлива составлял 9,32 л. на 100 км. Тестовый автомоибль стоил 511 фунтов включая налоги.
Anglia 105E (1959—1967). Последнее поколение «Англии» под заводским обозначение 105E было представлено публике в 1959 году. Автомобиль имел необычный, запоминающийся дизайн с очень характерным оформлением передка и задней стойкой крыши с обратным наклоном, на появление которой явно оказало влияние оформление североамериканских «Mercury» и «Lincoln» того же производителя. Последняя имела чисто практические преимущества — позволила увеличить объём салона и не давала заднему стеклу забрызгиваться в дождь. Базовая комплектация «Англии» имела узкую крашенную решётку радиатора и упрощённую отделку. Большинство сохранившихся автомобилей — комплектации deLuxe, с широкой хромированной решёткой и молдингами на крыльях.
В отличие от предыдущих поколений, «Англия» 105Е не имела соответствующей четырёхдверной модели Prefect. С 1959 по 1961 год выпускалась модель Prefect 107E, имевшая кузов старого поколения с обновлённой механикой, после чего эта линия автомобилей была заменена на более крупный Ford Cortina. В сентябре 1961 года появилась «Англия» с кузовом «универсал». Помимо нового кузова, автомобиль получил и совершенно новый двигатель — 997-кубовую версию верхнеклапанной рядной «четвёрки» Kent, впоследствии ставшей едва ли не основным двигателем европейских «Фордов» и использовавшуюся даже на машинах компании североамериканского производства. Кроме того, «Англия» 105Е была первым британским «Фордом» с четырёхступенчатой трансмиссией и электрическими стеклоочистителями. Шасси осталось преимущественно без изменений, в частности — передняя подвеска «макферсон» и рессорная задняя.
По результатам тетов, проведённых журналом The Motor, седан Anglia 1959 года разгонялся до 118,8 км/ч, а на разгон до 97 км/ч уходило 26,9 секунды. Расход топлива составлял 6,86 л. на 100 км — намного лучше, чем у предыдущих поколений. Стоил тестовый автомобиль 610 фунтов включая налоги.
Предыдущее поколение «Англии» — 100E — осталось на конвейере как 100E Popular, четырёхдверный Ford Prefect превратился в обновлённый Ford Prefect 107E и получил механику от 105Е, включая двигатель и тормоза. Универсал 100E Escort остался неизменным и выпускался до 1961 года, когда был заменён на универсал 105E Anglia.
Super Anglia 123E (1962—1967). C 1962 года параллельно с базовой моделью выпускался автомобиль Ford Super Anglia с 1198-кубовым двигателем и прочими улучшениями. Super Anglia отчасти заменила в модельном ряду британского «Форда» модель Ford Prefect, хотя в отличие от него и была двух-, а не четырёхдверной.
Под заказ предлагались варианты с 997-кубовым мотором, но такой же отделкой, как на модели Super, а также с 1198-кубовым двигатем, но отделкой комплектации Deluxe.
Часть «супер-Англий» имела металликовую окраску — 250 автомобилей цвета «Blue Mink» (ярко-голубой металлик) и 500 — колера «Venetian Gold» (тёмно-золотистый металлик).